Юридическим лицам

Корпоративные споры

Создавая юридическое лицо, собственник бизнеса не всегда ведет свою деятельность самостоятельно, делегирует часть своих полномочий исполнительных органам юридического лица (директору, исполнительному директору, главному бухгалтеру и т.д.).

В связи с этим, защита собственника бизнеса от недобросовестных, а иногда и неправомерных действий исполнительных органов, приобретает особую актуальность.

В частности, в соответствии с ч.3 ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Недобросовестная деятельность исполнительных органов, как правило, является латентной, в связи с чем основную сложность представляет именно выявление такой деятельности. Стремление собственников максимально снизить издержки, зачастую ведет к неразвитости, либо полному отсутствию внутренней контрольной структуры организации, что является обстоятельством, способствующим недобросовестной деятельности исполнительных органов.

Действующим законодательством предусмотрено несколько способов выявления недобросовестной деятельности исполнительных органов, каждый из которых кратко рассмотрен ниже.

Ревизия является одним из наиболее эффективных методов проверки деятельности исполнительных органов. Законодательством предусмотрен ряд норм, позволяющих исключить воздействие исполнительных органов юридического лица на ревизионную комиссию (ревизора):

  • Назначение ревизора отнесено к исключительной компетенции участников общества с ограниченной ответственностью или акционеров акционерного общества (ст. 47 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 85 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • Членами ревизионных комиссий (ревизором) должны быть незаинтересованные лица. Так, ч. 6 ст. 85 ФЗ № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», прямо предусматривает, что члены ревизионной комиссии общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества. Таким образом достигается разделение функций управления общества и контроля за его деятельностью;
  • Законодательством предусмотрено право ревизионной комиссии (ревизора) в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации. Праву ревизионной комиссии на проведение проверок корреспондирует обязанность исполнительных органов общества и его работников давать пояснения в устной или письменной форме (ст. 47 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ч. 4 ст. 85 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). В акционерном обществе, ревизионная комиссия наделена специфическим полномочием – потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров (ч. 5 ст. 85 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Необходимо отметить, что ревизия позволяет выявить нарушения финансово-хозяйственной деятельности Общества, не давая при этом рекомендаций по их устранению.

Аудит позволяет не только выявить какие-либо нарушения и недостатки, но и реализовать мероприятия по их устранению.

В соответствии со ст. 48 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора. Законодательством также предусмотрен ряд гарантий независимости аудитора:

  • Аудитор не может быть связан имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.
  • По требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором. (ст. 48 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
  • Одновременно можно выделить несколько организационных форм проведения аудита:
  • Внутренний аудит, который направлен в том числе на исследование структуры организации, его бизнес-процессов, финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае объем проведения аудита определяется участниками (участником) общества, и полученная в ходе аудита информация служит для удовлетворения потребностей участников общества, либо подразделений организации;
  • Специальный аудит, назначаемый для определения конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации. В этом случае объем проведения аудита также определяется участниками общества, но, как правило, носит специальный характер;
  • Обязательный аудит, предусмотренный законом. Статьей 48 ФЗ № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что привлечение аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества обязательно в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Например, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса организации по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей (п.4 ч.1 ст. 5 ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»), либо если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.5 ч.1 ст. 5 ФЗ № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

По результатам ревизии или аудита, в случае выявления нарушений, исполнительный орган юридического лица может быть привлечен к дисциплинарной либо административной ответственности. Нередко результаты проведенной в обществе ревизии ложатся в основу уголовно-процессуальной проверки, по результатам которой может быть принято решение о возбуждении уголовного дела.

Владелец бизнеса, как лицо, несущее конечную ответственность за результаты хозяйственной деятельности организации, должен быть заинтересован в законном, но при этом доходном ведении бизнеса. В связи с этим, а также учитывая загруженность предпринимателей, грамотное использование предусмотренных законом инструментов, создание четкой системы контроля за принимаемыми исполнительными органами решениями позволит собственнику устранить многие риски ведения предпринимательской деятельности.

Обращение в юридическую компанию «Титул» позволит участнику общества вовремя предусмотреть все нюансы сложных корпоративных отношений, и в конечном итоге, сэкономить время и деньги.